Чикойский монастырь - Красный Чикой Забайкальский край

Чикойский монастырь

/ / Чикойский монастырь
Чикойский монастырь

Чикойский монастырь

 

 

Урлукский монастырь - его создание

История Забайкалья, а так же вопросы его основания и заселения, привлекали внимание ученых.

Урлукский монастырь находился на юго-западе Читинской области, в острогах Малханского хребта, в 6 км к югу от села Урлук Красночикойского района и в 180 кв. к востоку от старинного торгового центра г. Кяхты.

Монастырь располагался на юго-восточном склоне хребта. Высота окружающих его горных вершин достигает 1300 м. Монастырские строения размещались на 100 -150 м от этих отметок. С гребня хребта открывается круговая панорама, в которую входят все населенные пункты, которые находятся на расстоянии 15-20 км. местность, на которой расположен монастырь, обусловлен обилием воды и закрытостью пространства, пробиваются родники. Это благоприятствует росту растительности. В некоторых источниках вода имеет белесый оттенок, что дает основание предполагать, что в воде содержится известняк.

Монастырские строения сохранялись еще до конца 20-х годов 20 века, а сейчас от них остались разрушенные фундаменты и каменные основания других зданий. Кое-где сохранились части построек из дерева и кирпича, колодцы и многое другое.

Центральная часть монастырских строений располагалась на насыпной террасе, ширина которой 25 м. Необходимость возведения террасы была вызвана отсутствием горизонтальных площадок. Края террасы выложены были из необработанного камня. Каменный материал использовался широко в строительстве самого монастыря. На наиболее крутых участках склона, занято монастырскими постройками, были деревянные или каменные лестницы.

Колодцы - одна из местных достопримечательностей. Их насчитывалось около 30. Они представляют собой деревянные срубы, шириной 1-2 м. Глубина - от 5 до 9 м. До настоящего времени хорошо сохранились 3 колодца, а остальные затянуло травой. Уровень воды в сохранившихся колодцах поднялся до краев.

Основная часть построек была сосредоточена вокруг храма. Близко около храма находились 3 больших здания.

Второй храм находился в 100 м от центрального. Между собой соединялись аллеей из елей. Русло ручья, который протекает из центральной части монастыря, обустроено каменными вкладками. В его русле находят две дамбы. Они выложены из камня в форме выпуклых стен. Длина первой -14 м, высота до 1,5 м. Ниже по течению расположена вторая длиной 10 м, высотой 1 м. Толщина стен превышает 0,5 м.

Возле северной стены главного храма сохранились остатки двух склепов. Рядом с ними каменные надгробья, выполненные в виде прямоугольных плит. Одна плита сохранилась только частично: фрагмент с надписью утрачен. На второй плите различима выбитая надпись, по которой можно установить, что захоронение относится ко второй половине 19 в. По сведениям местного населения, еще до начала 70-х годов 20 в. вокруг склепов сохранилось ограждение, выполненное из металлических цепей.

Игумен Варлаам - вложенные труды для создания Урлукского монастыря.

Обломок чугунного надгробия с могилы настоятеля монастыря Игумена Варлаама находится в школьном музее села Урлук. Местоположение его захоронения сейчас уже известно. Земля, в которой лежал Варлаам, была влажная, гроб весь истлел и рассыпался, но игуменский крест на груди святого сохранился, как новый. Мощи святого были переложены в заранее заготовленную раку и привезены в Читу. Они выставлены для почитания в свято-Воскресенском храме. Праздничные службы в дни поминовения святого Варлаама в Чите совершаются 5 февраля, в день его кончины (1846 г. - умер), и 21 августа - в день обретения мощей.

Чикойский монастырь был широко известен в конце 19 нач. 20 в. история монастыря берет свое начало с появления в этих местах Василия Надежина. Он удалился в эти глухие места в 1820 г., установил крести срубил себе келью. Весть об удивительном пустыннике разнеслась по Чикою. Уже в 1828 г. здесь возводится часовня, а рядом строится еще несколько келий.

Остатки келий и часовни не сохранились до настоящего времени. В 1931 г. часовня преобразуется в церковь. Ниже по склону возводится двухэтажный настоятельский корпус. Перед монастырем была поставлена задача «обращать в православную веру бурят...» В 1839 г. при монастыре открылось училище, где обучали грамоте детей, также обучали их молитвам, воспитывали в духе православия. Впервые дети крестьян получили возможность овладеть грамотой. Обучением занимался сам настоятель, отец Варлаам. Под его руководством в селениях на реке Чикой было создано более 10 единоверческих церквей.

Второй храм на территории монастыря был заложен в 1836 г., строительство которого было завешено в 1841 году. К этому времени Чикойский горный скит переведен в разряд заштатных монастырей, иеромонах Варлаам произведен в сан игумена Чикойского Иоанна Предтеченского мужского заштатного монастыря. Официальная православная церковь высоко оценивала деятельность монастыря и его настоятеля. Варлаама стали называть «Подвижником Чикойских гор», церковью он был причислен к лику святых.

В это же время возводится еще два больших строения: дом для странноприемницы и корпус для братии. Также можно предположить, что устройство дорог было проведено, примерно, в это же время, так как для возведения второго храма был использован привозной кирпич. Для его подвоза имеющаяся тропа не подходила. Возникла необходимость строительства дороги для конных повозок. Время прокладки дороги подтверждается и тем, что использовался такой же кирпич, как и для других сооружений этого периода.

Монахи разводили скот, завели пашни, разбили огород. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований богатых кяхтинских купцов. Например, проценты от банковского вклада в 50 000 ассигнациями купца первой гильдии Пахолкова ежегодно отчислялись монастырю.

В 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Монахи были переведены новоселенинский монастырь. Окончательно уничтожен в 30-е годы прошлого века. Поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы. Которые не успели забрать и спасти местные жители. Вывезли и сожгли на окраине леса

Святой Варлаам Чикойскии.

Осваивая новые Сибирские земли шли смеренные иноки. Они строили новые кельи, и часовни, учили христианским нормам жизни, боролись с сектантами. Которые бежали в эти земли. Где была еще нестабильна советская власть.

Одним из подвижников веры и благочестия являлся Варлаам , Чикойскии пустынник. Родился он в 1774 году Нижегородской губернии, Лукояновского уезда в селе Маресево. До монашества его имя было Василий. Родители его были крепостными П.И. Воронцова. В Маресеве Василий вступил в законный брак с Дарьей Алексеевой. Так как детей у них своих не было они брали на воспитание сирот.

Однажды Василий исчез из дома. Никому ничего не сообщив. Объявился он в 1811 г. в Киево-Печерской лавре. Но, не имея при себе документов, был отправлен в ссылку в Сибирь за бродяжничество. Из Иркутска, где он нашел себе прибежище у мощей Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре. Отправлен был на поселение за Байкал. В селе Малокударинское Урлукской волости. Было положено начало его трудам. Он старался приютиться около храмов. При всех храмах исполнял обязанности сторожа и другие послушания. И этим притягивал к себе любовь и уважение прихожан и других людей. И вот в 7 верстах от селения Урлук и в 3 верстах от селения Галдановки в глухой чаще леса он построил себе келью и поставил большой крест.

Варлаам очень много молитв и слез пролил. Окрестные жители все более и более проникались а нему доверием и уважением. Его трудами и усилиями было построено несколько церквей. Его труды были более прославлены тем, что он создал училище для детей.

В 1845 году Варлаам еще продолжал трудиться на пользу окрестным жителям. В январе 1846 г. - совершил миссионерское поселение по селениям Урлукской волости. С этой поездки он возвращался уже больным. 23 января старец Варлаам предал дух свой в руки Божьи. Тело его было предано земле против алтарского окна монастырского храма с южной стороны предела Божьей матери.

Всего старец Варлаам трудился в Чикойских горах около 25 лет и скончался на 71 году жизни. Окрестные жители до сих пор имеют веру к старцу. До революции и закрытия монастыря постоянно заказывались по нему панихиды. С закрытием и разорением монастыря память о нем не исчезла.

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

Лого www.krasnyj-chikoj.ru

Посмотрите другие статьи на нашем сайте:

Первопроходцы в долине Чикоя

Краткая история освоения долины реки Чикой первопроходцами. Кто пришел в долину первым, кого встретили, с какими трудностями столкнулись. Когда основали Красный Чикой

Читать далее

Песенные традиции семейских

Семейские бережно хранят свои особенные многоголосные песни. На Чикое известно немало престарелых людей, которые знают песни столетней давности.

Читать далее

Животный мир национального парка Чикой

На территории национального парка обитает большое количество видов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Территория национального парка является местообитанием многих видов зверей и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федераци

Читать далее