Особенности культуры семейских Красночикойского района - Красный Чикой Забайкальский край

Особенности культуры семейских Красночикойского района

/ / Особенности культуры семейских Красночикойского района
Особенности культуры семейских Красночикойского района

Особенности культуры семейских Красночикойского района

 

 

Чикойский край!

Хранитель старой веры,

Святой старообрядческой семьи,

Где наша молодёжь и староверы-

Все истинные пахари земли.

Г.Никулов

Народно-бытовые особенности культуры староверов

Семейские — это очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской московской Руси со значительными наслоениями в их культуре элементов украинских и белорусских.

Семейские в силу своих религиозно — этнических убеждений сохранили в своей культуре, быту и в образе жизни очень много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, крутые нравы, завидное трудолюбие, национальную одежду, книги и иконы дониконианского письма, крепкую веру в себя.

У старообрядцев было развито чувство коллективизма, общинной спаянности и не только на религиозной почве. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Тут было раздолье соучастию, сопереживанию, состраданию, взаимовыручке и взаимопомощи. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена.

У староверов Сибири были крепкие нравы. Не допускались вольности молодёжи. Почитание старших было одним из основных заветов в староверческой среде, всякое отступление от этих правил и норм поведения осуждалось и преследовалось самым энергичным образом, и не только церковным проклятием или преданием анафеме, но и мерами всеобщего осуждения ослушника или оступившегося.

К народно-бытовым особенностям культуры староверов Сибири следует отнести их приверженность к особого рода одежде, чем они выделялись на общем фоне русского сибирского населения; старинную одежду старушки сохранили до настоящего времени. Мужская одежда почти не сохранилась.

В Читинской области староверы, или как чаще их называют семейские, проживают в долине реки Чикой, в Красночикойском районе. Здесь что ни село — то свой особый мир, свои особенности обычаев, быта, одежды, речи. В среднем течении реки Чикой раскинулось старинное Забайкальское село Архангельское, основанное в 1768 году. В прошлом — это переселенцы из Польши, проживали по реке Сожи. 

Необычный говор местных жителей, красочные сарафаны, которые пожилые женщины носят по сей день, бережное хранение старины, обычаев и обрядов приковывают сюда взоры этнографов и фольклористов.

Из поколения в поколение передавались рассказы о прошлом, о нелёгкой и даже трагичной судьбе этого народа. Три года длилось то переселение, в дороге рождались и умирали. Оказавшись на берегу реки Чикой, были по-

ражены богатством природы и решили навсегда здесь остаться. Жизнь была очень трудной — кругом дикая нетронутая тайга. Стали понемногу обживаться, появились первые села, зазеленели пашни. Суровым условиям края семейские противопоставили трудолюбие, прилежание. Они вырубили дремучие леса, вспахали нетронутую целину и получили плодородные земли.

Рассказывает Кондратьева Екатерина Демьяновна (1914 г. р.): «Очень давно люди жили в убогих, покосившихся избушках с маленькими окнами. В домах стояли только столы да лавки деревянные, около печи — ленивка, где обычно отдыхали старые люди. Ребятишкам одеть было нечего, и поэтому они почти весь день сидели на печи, а спали на полатях. Пол в избах был некрашеный, на него сыпали песок, принесенный издалека, на следующее утро его выметали и насыпали чистый. Это была адская работа».

Люди знали только работу, а отдыхать, не было времени. Все изготавливали своими руками: одежду, домашнюю утварь. Какова же была старинная одежда?

Головной убор называется кичка, который состоит из кокошника и подзатыльника. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось.

Обувь — чирки, сшитые из кожи. В таких чирках ходили как дети, так и взрослые. А чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было немало потрудиться. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, потом только в ступе, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, т. к. мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце. После этого холст готов. Из него шили и женскую, и мужскую одежду, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи.

В поле работали простыми орудиями труда: жали серпом, хлеб молотили цепами, пахали сохой.

Посуду для домашнего хозяйства изготавливали из дерева и глины. В них можно было хранить и собранные ягоды, и любые заготовленные в прок продукты".

В Читинском областном краеведческом музее хранится фрагмент старинной крестьянской избы с предметами быта — это изба, в которой жила мама Екатерины Демьяновны — Сидорова Аксинья Лазаревна.

Много экспонатов собрано в музее Архангельской школы: старинная одежда, личные вещи крестьян, предметы домашнего обихода, орудия труда. Создал этот музей бывший директор Архангельской восьмилетней школы, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Кондратьев Михаил Иванович. Михаил Иванович внес огромнейший вклад в сохранение старинной русской культуры.

Семейские — чикояне сумели до наших дней сохранить нравы и культуру XVIII века. Пожилые женщины по-прежнему не расстаются со своими красочными нарядами, только теперь вместо кокошников носят яркие платки.

Характерными чертами этих людей является честность и необыкновенное, удивительное гостеприимство.

Рассказывает бывшая учительница Архангельской школы, активная участница фольклорной этнографической группы Самсонова Софья Федоровна: «В нашем селе очень много интересного. Редко где по области можно встретить русскую старину в таком первозданном виде. Конечно же главное сокровище — это люди, которые бережно сохраняют свою древнюю культуру.

Какие имена носят старейшие жители села?

Только вслушайтесь: Ефимия, Ефросинья, Акулина, Агриппина, Пелагея, Прасковья, Меланья, Фекла, Матрена, Варвара, Хавронья, Аксинья,

Агафья, Аграфена, Улита, Домна, Феклис, Харитон, Феоктист, Лазарь, Савелий, Демид, Демьян, Лука, Федот, Афанасий, Сидор.

В каждом доме обязательно есть русская печь. Домашняя утварь — хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник — напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.

У многих в домах полы застелены яркими домоткаными дорожками. К сожалению это сложное ремесло в наши дни не находит последователей. А ведь еще совсем недавно, лет 15 — 20 назад, это было привычным занятием архангельских женщин. На самодельном ткацком станке (кроснах) ткали дорожки — яркие, радужные, которые и по сей день создают неповторимый уют в домах.

Обязательно в каждом доме есть божница — в «красном углу», повыше прибита полка, укрытая вышитым рушником (полотенцем). На божнице стоят иконы, свечи. Старые люди в наши дни, войдя в дом, крестятся (двумя перстами), обращаясь к иконам, произносят слова молитвы, и только потом приветствуют хозяев. Это означает, что такой человек не может принести зло.

Необычен говор жителей села. За долгие годы скитания на огромные расстояния русская речь наших предков вобрала в себя и белорусские, и украинские, и польские слова. Этот диалект сохранен до наших дней в неизменном виде. То есть, неоценимы заслуги старообрядчества в деле сохранения культуры и памятников средневековья.

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Народный земледельческий календарь семейских представляет, по своей сути, весьма сложные комплексы дохристианских аграрно — магических представлений и христианских воззрений. Семейскому надо было, в первую очередь, заботится об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающим поколениям. И все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца.

Семейно — бытовая обрядность староверов отличалась необычно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения. Поэтому, например, обряды крещения и похорон — поминок, в отличие от календарных обрядов, у семейских сохранились и по сей день почти в неизменном виде.

Обряд крещения издавна считался вторым рождением человека. «Жить некрещёному, значит жить в грехе. А если случится, что ребёнок умрёт некрещёным, так это совсем плохо». Во многих сёлах района обряды поминовения и крещения проводят женщины пожилого возраста, хорошо знающие молитвы и сопровождающие их песнопениями.

Масленица

Очень интересный праздник Масленица... обычно проводиться в центре села, на речке. Принимает участие всё население — от старого, до малого. Катание на тройках вместе со сказочными героями. Здесь Весна- красавица, и чучело из соломы — Зима, которое в конце сжигается. Кругом песни, веселье, шутки. Можно и чай испить с горячими блинами, и поучаствовать в разных конкурсах.

Масленицу повсюду ожидают с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный праздник.

В Масленицу прощаются с холодной, долгой зимой и встречают солнце. Веселье длиться несколько дней. Верят, что злые духи не выносят шума, поэтому с криком сжигают старый мусор. Жгут соломенное чучело, переодеваются в чужую одежду, мажут лицо сажей с той же целью — обмануть духов.

Типично масленичным увеселение является катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками, поцелуями.

Неделю в каждом доме пекут блины. Блины — основное и обязательное

блюдо на столе (круглый блин — символ солнца).

Каждый день этой недели имеет своё название: понедельник — «встреча», вторник — «наигрыш», среда — «лакомка», четверг — «разгуляй — четверток», пятница — «тёщины вечера», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день».

С понедельника начинался Великий пост. Чтоб вступить в него с соответствующим чувством покаяния, необходимо было примириться со своими ближними. Стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощения и троекратно целовались. Последний раз перед Великим постом плотно наедались. Пост должны были блюсти и взрослые, и дети. «Хто пост блюдить, с того грехи снимаются». 

Пасха

За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Распустившиеся почки вербы считались в этот день наделенными особой магической силой. Заготовленными с вечера ветками этого растения похлёстывали детей, приговаривая: «Верба, верба, вербохлёст. Не болей мой прирост». Вербу ставили не только на «божницу» в красный угол, но крепили и в опорные столбы заборов, в стайки скота. Верба была своеобразным оберегом для всей семьи и хозяйства.

Четверг на страстной неделе Великого поста — Чистый четверг. На него приходилась основная подготовка к Пасхе. В этот день обязательно «мылись избы», «чтоб усё как жар горело», убирались на подворьях, чистили огороды от мусора и соломы (обязательно всё сжигали). В огороде делалось девять кучек мусора. Считалось, что дым от зажжённых куч убьет всю нечисть, и земля на участке будет плодородной. Хозяйки обжигали в русской печи «четвержную соль», которая, по поверью, «лечит от сглазу скот», «очищает от нечисти подворье». В чистый четверг начинали красить яйца (чаще луковым пером), пекли пирожки, тарочки, калачи и драчёны, готовили кедровое масло и «макуху» (смесь толчёных орехов с кипячённой водой).

Как правило, на дни поста приходится не переходящий праздник — Благовещение. Малейшая работа в этот день считалась грехом. «В Благовещение пташка гнездушка не вьёть, девка косу не плетёть, баба рубаху не шьёть» (Яковлева М.П.)

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, является величайшим из христианских праздников. Существовало поверье, что в первый день Пасхи даже солнце, восходя, играет, радуясь этому дню. Пасха отмечалась на селе широко. Было принято вставать с рассветом, чтобы посмотреть в «душник» (небольшое отверстие в доме для проветривания), как восходит солнце.

Все домашние приветствовали друг друга возгласами: «Христос воскрес» и ответом «Воистину воскреси». По воспоминаниям Сетовой Анны Ермолаевны, за завтраком разговлялись яйцами. Ребятишки рассаживались в переднем углу с приготовленными заранее шапками, а отец или дед одаривали их крашеными яйцами, выделяя особо послушных. Потом дети убегали на гору катать яйца по желобкам. В течение дня яйцами обменивались, давали знакомым. Вечером сравнивали, кто больше набрал. «В Кочёне (село Архангельское) в праздник как гуляли! Нихто никого не собирал никогда, сами на улицу выходили. Разнарядются, хто как горазд. Семь дней Пасхи, и каждый день новый наряд. Одёжи не хватало, поэтому менялись друг с другом. Сарахваны тогда в моде были. У каждого свой цвет, свой фасон. По наряду можно было узнать, хто из какой деревни. У нас, например, сарахван красный или оранжевый, чулки алые... Ну вот, все одевали и на качели шли». На качелях качались и взрослые и дети. Это было одним из главных развлечений этого праздника.

Троица

На сорок девятый день после Пасхи отмечается праздник Троицы. Этот день, как правило, проводили на берегу реки. Водили хороводы, играли возле

наряженной берёзы. На другой день топили «кумушку» в реке. «Троицу мы так играли: собираемся девочки, мама нам варит яишню, пирог с рыбой печёт, и вот мы идём куда-нибудь на земельку. Жарков рвём, сламываем берёзку, наряжаем её. Венок плетём из жарков. Берёзку наряжали платками, лентами. И вот два дня гуляем, пляшем, поём перед этой „Троицей", а потом идём топить. При этом загадывали, что если утонет берёзка — к беде, к плохому урожаю, не утонет — к добру». (Яковлева М. П.)

Иван — травник

Седьмого июля — Иван — травник. Это самый интересный летний праздник. С ним связано множество преданий, поверий, примет и магических действий, идущих от глубокой древности.

В ночь на Ивана — травника стараются предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, оборотней, которые будто — бы действуют в эту ночь, насылают порчу на людей и коров. Кто бы ни пришёл ночью, — не впустят, ничего не дадут, так как боятся потерять память.

На Ивана — травника за помощью обращаются к Николе — угоднику или Богородице со словами «Сохрани и спаси».

В этот же день хозяин с хозяйкой ездят на луга травы смотреть. Если травы хорошие, то хозяйка рвёт лекарственные, сушит их под потолком на крыльце. В народе так и говорят, что собранные травы на «Ивана», хорошо излечивают людей, скот. После праздника начинается сенокос.

В Урлуке на Иванов день ходят в монастырь. А вечером обходят свои дворы с молитвой три раза и в каждых воротах бросают крапиву крест на крест, чтобы колдунья обожглась и не проникала во двор. Из муравьиной кучи, в прошлом, брали часть муравейника вместе с муравьями и посыпали в стайки коровам, в мерлог свиньям, в курятник с целью, чтобы водилась скотина.

Таким образом, крестьянин сам составил свой фенологический календарь и строго его придерживается, соблюдает свои обряды и связывает их с сельхозработой.

Летние дни не были для семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой».

Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров, землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь». После покрова начиналось время свадеб. 

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

Лого www.krasnyj-chikoj.ru

Посмотрите другие статьи на нашем сайте:

Первопроходцы в долине Чикоя

Краткая история освоения долины реки Чикой первопроходцами. Кто пришел в долину первым, кого встретили, с какими трудностями столкнулись. Когда основали Красный Чикой

Читать далее

Группа «Русь»

Фолк-группа «Русь» из Красночикойского района Забайкальского края. Вашему вниманию предлагаетс краткая информация о группе и статья о группе в газете Вечорка

Читать далее

Назаров Николай Петрович

Является автором-составителем фотоальбома «Чикой - светлое око Байкала», иллюстративного издания «Чикой»

Читать далее